Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска.
Цель работы наставника: Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки подростку группы риска.
Наставничество, это способ:
- строить социальные отношения;
- применять на практике свои моральные и религиозные принципы;получать новые навыки;
- найти поддержку и друзей;
- почувствовать себя способным что-то совершить.
Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:
- это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;
- это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;
- это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;
- это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.
Принципы наставничества
- Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
- Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
- Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
- Объективность подхода к подростку -знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
- Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку.
- Неразглашение информации о ребенке и его семье.
- Уважение достоинства и культуры всех народов.
- Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.
- Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.
- Стимулирование чувства ответственности. (из опыта КДНиЗП г. Волгодонска: «Представление опыта работы по внедрению «Института наставничества» в рамках профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактических учетах в органах системы профилактики»).